Графический ДИКТАНТ (145 силуэтов по клеточкам).

графический диктант картинки

Добрый день, дорогие педагоги, сегодня я выгружаю большую коллекция шаблонов-картинок для графического диктанта по клеточкам. Мы сможем здесь найти графические задания для детей дошкольного возраста на внимательность и на закрепления умения ориентироваться «где лево, а где право» на листе бумаги, а также веселые упражнения-диктанты в рисовании по клеточкам для младших школьников.  Все задания я специально разложила по уровню сложности, чтобы педагоги могли подобрать правильную последовательность формирования этого детского навыка. А еще у нас на сайте уже готова статья КРАСИВЫЕ УЗОРЫ по клеточкам для подготовки руки к письму (100 вариантов) — альтернатива скучным буквенным прописям

Посмотрите КАК ЭТО КРАСИВО. Чувствуете внутри себя восхитительное жужжание? Это заработал моторчик творческого азарта. Сейчас вы начнете читать статью и станете специалистом, знающим методику и имеющим целый пакет шаблонов для графического диктанта по клеточкам.

Начнем с первого этапа обучения клеточной графике под диктовку — для детей дошкольников-начинашек… и дойдем до заданий для школьников скучающих на продленке.

Простые задания

по графическому диктанту

БЕЗ ДИАГОНАЛЕЙ.

Начинать обучать графическому диктанту надо с очень маленьких задания — короткие линии и небольшое количество поворотов.

Первые 4 раза сделайте графический диктант САМИ (дети будут лишь зрителями). Это можно обыграть как загадочное письмо с зашифрованным словом. И надо понять шифр… там нарисованы клеточки и стоят стрелки право, лево, вниз, вверх, наискосок. Давайте дети попробуем сделать как подсказывает шифр в письме и посмотрим что же это за слово.
Потом вызовите одного ребенка САМОГО СМЫШЛЕНОГО и дети будут ему подсказывать как рисовать…

Вот несколько вариантов для таких простых графических заданий для начинающих осваивать эту технику дошкольников.

Самые первые задания БЕЗ ДИАГОНАЛЕЙ — просто направо, налево, вверх, вниз. Как в случае с этой картинкой черепахой и с собакой ниже.

 

Усидчивые дети, которые обожают этот вид творчества пусть рисуют большие полотна лесенок туда-сюда-обратно.

Простые задания 

на графические диктанты

С ДИАГОНАЛЬЮ.

Потом познакомьте детей с понятием ДИАГОНАЛЬ — когда линия пересекает клеточку наискосок от уголка к уголку. И оттренируйте этот навык сначала методом КОПИРОВАНИЯ (без диктовки) а просто задача «нарисуй по образцу» и в тетради ряд цыплят или рыбок (образец нарисован уже в тетрадке рукой педагога). Начните с цыплят и рыбок, сильнейшим детям можно дополнительно дать улитку.
На доске обратите внимание что у рыбок  и цыплят есть места, где линия идет не по нарисованным клеточкам,а разрезает клетоку наискосок.

Вот еще один набор заданий. Только ГРУШУ НЕ ДАВАЙТЕ — рано.  И голубую рыбу — тоже рано. Там идет скошенная линия — дети еще с ней не знакомы. Ее будем разбирать с детьми на следующем этапе обучения (читайте ниже).


Методом «СНЕЖИНКИ» познакомьте детей с понятичми косой линии: ВправоВниз, ВлевоВниз, ВправоВверх, ВлевоВверх. Метод снежинки означает что вы на клеточном поле выбираете точку в углу любой клетки и показываете, как ОТ ЭТОЙ ТОЧКИ уходят лучи снежинки НАИСКОСОК — два нижних: один лучик снежинки вниз вправо, другой вниз в лево и еще два луча верхних: один вверх вправо, и второй вверх влево.

Начанайте работать с диагональю НА ОДНУ КЛЕТКУ. Для этого подойдут вот эти тренажеры — белочка и ежик.

И вот как раз снежные предновогодние темы для графического диктанта — со снеговиком, пингвином, снежинками, рукавичками, санками. Здесь есть небольшие короткие диагонали на одну клетку (А вот задание «зонтик» пока не берите: он имеет линию, СКОШЕННУЮ сквозь две клетки, этому надо обучать отдельно).

Отличное пейзажное задание — дети ОБОЖАЮТ этот рыцарский замок, или принцессовый. В конце занятия я разрешаю дорисовать на этой картинке воинов на башнях (для мальчиков) или гуляющих в сени деревьев принцесс (для девочек).

А вот задание где диагональ рисуется уже СКВОЗЬ ДВЕ КЛЕТОЧКИ — крыша красного домика на рисунке ниже. Объясните детям что диагональ идет от уголка к уголку клеточки — и так сквозь два квадратика. Как в крыше этого домика.

А вот диагональная линия НА ДВЕ КЛЕТКИ идет в морде и шее собачки.

В этом графическом задании с «пятнистой собачкой возле миски» есть сложный элемент хвостика (его можно пропустить) и дети могут произвольно нарисовать хвостик и от руки пятна.

Или если вы верите в силы своих деток, покажите им хитрость в хвостике. Тогда начало графического диктанта с спинки (у основания хвоста) — далее идем в сторону морды и по контуру всей собаки… и объясните детям, что на жопке нужно остановится на середине клеточки, а потом пойти к уголку верхнего над ней квадратика (это будет кончик хвоста). И потом от кончика хвоста просто провести линию к спинке.

Можно взять телефон (он подходит идеально). Можно взять вот эту часовню (но тогда крышу домика переделать в диагональную (чтобы линия по уголкам клеточек шла).

А вот диагонально-линейные рисунки с большим количеством замкнутых контуров — хвост отдельно, плавник отдельно. Это уже сложные задачи, их можно дать более сильным детям, чтобы они не скучали и почувствовали азартный ВЫЗОВ своему мастерству.

 

Задания со СКОШЕННОЙ линией

в графическом диктанте.

 

Когда вы диктуете графический диктант — приучайте ребенка НЕ СРАЗУ ВЕСТИ ЛИНИЮ, а сначала в воздухе (летающим над бумагой карандашом) посчитать клетки (в заданном направлении) и по итогам подсчета поставить точку… и уже К ЭТОЙ ТОЧКЕ вести линию по бумаге.

Именно такой подход помогает научить ребенка СКОШЕННОЙ ЛИНИИ. В первом параграфе ребенок привык что диагональ режет квадрат РОВНО на две треугольной части. То есть диагональная линии идет от уголка к уголку- ее еще мы называем УГОЛКОВАЯ ЛИНИЯ (детям нравится).

А в скошенной линии — прямая идет от угла первого квадрата к углу второго квадрата НЕ ПО ЦЕНТРУ.

Вот в кораблике есть оба вида линий (уголковая и скошенная) — когда в лодочной састи линии идут ровно по диагонали клеточек. А в парусной части рисунка НИЖНЯЯ линия паруса она пересекает клеточки не по их уголкам.

Поэтому чтобы научиться рисовать скошенную линию диагонали, надо сначала найти КОНЕЦ этой будущей диагонали — то есть мы даем задание: отсчитайте вверх одну клетку, вправо две (поставьте там точку) и теперь к этой точке проведите прямую линию.

Начните с заданий, где всего два раза надо сделать такую линию. Вот как в этом самолете.

 

Вот несколько картинок для графического диктанта с такими скошенными (неуголковыми нецентральными) диагоналями.

Эти  задания как раз небольшие — и не дадут ребенку устать и на протяжении всей работы он сможет сохранять внимательность и точность выполнения заданных диктантом шагов.

 

Чередуйте ЛЕГКИЕ задания с БОЛЕЕ СЛОЖНЫМИ диктантами на косую линию. Пусть дети практикуются, но со сменой режимов «старательного усердия» и «расслабленного удовольствия».

Варианты для девочек

 

Варианты для мальчиков.

Вот более длительные задания — тут в одном рисунке уже 2 контурных элемента — панцирь и тело черепахи. Зато мало скошенных линий. Графическая черепашка имеет только 2 скошенные линии — по бокам шеи.

Продвинутые дети могут взять на дополнительном занятии вот такой диктант -пингвина — тут две скошенные линии внизу белого брюшка. Остальные линии чистые диагонали от уголка до уголка клеточек.

 

Варианты с ДЛИННОЙ скошенной линией

Графический диктант Радужный Ксилофон — 11 клеток вправо и 3 клетки вверх — ставим точку и соединяем наш хвост с этой новой точкой.

Тут без линейки НЕЛЬЗЯ — посчитали по вертикали, по горизонтали, точку поставили… и прикладываем линейку. От руки ровно не проведешь в детском саду.

 

 

Графические диктанты

С ЗАКРУГЛЕННЫМИ элементами.

А вот еще следующий самый крутой этап (по сути это уже переход к «РУКЕ ХУДОЖНИКА», как я это называю).

Здесь некоторые косые или диагональные линии НЕ ПРЯМЫЕ, а имеющие закругление. Морда и лапки собачки — на картинке ниже как раз закругленные.

Начните с небольших диктантов, где закругление встречается два раза.

Объясните детям как делать закругление  с ВЫПУКЛОСТЬЮ ВВЕРХ (как горка, как шляпка гриба), или с ВОГНУТОСТЬ ВНИЗ (как лодочка, как улыбка)

 

Потом перейдите к более сложной графике, тоже с округлыми элементами. Если закругление нужно сделать на ДЛИННОЙ линии, то научите детей находить ВЕРШИНУ ДУГИ — то есть ставить точку-границу будущей дуги. Вот на картинке ниже мы видим, что высота дуги паруса — всего одна клетка. Так и скажите детям, давайте поставим по центру точку, на высоту одной клетки — чтобы наша дуга НЕ ВЫХОДИЛА ЗА ЭТУ ТОЧКУ, а прогнулась в этой ограниченной территории.

Вот несколько графических рисунка для диктантов с плавными линиями. Это уже задания для младших школьников. Хорошая тренировка ума, смекалки, наблюдательности, умения анализировать и подмечать мелочи.

ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ

для графических диктантов.

А теперь, давайте поглядим, какое разнообразие графических заданий вы можете взять для своих диктантов (учитывая уровень подготовки и натренированности детей). Предложенную графику вы можете адаптировать изменять некоторые линии, придумывать свои дополнения, фоновые или сюжетные.

Вот коллекция зайчиков и кроликов для графического диктанта. Начните с центрального розового зайца — он СИММЕТРИЧЕН. У серого зайца (маленького в углу) заострите мордочку, если ваши дети еще не обучены навыкам закруглять некоторые линии.

 

 

 

Задания НА МЕЛКОЙ КЛЕТОЧКЕ

по графическим диктантам.

Есть картинки, которые не помещаются на лист тетради в крупную клетку. Поэтому такие задания в детском саду не выполняются. Они даются детям в школе — в основном на продленке. Хороший педагого продленки всегда найдет интересное занятие своим подопечным.

Это могут быть графический задания (диктанты или срисовки по клеточкам) С ЖИВОТНЫАМИ (крокодил, акула, краб, рыба, слон, утка, кузнечик).

Интересные варианты диктантов с птичками.

 

 

Вот такие красивые картинки и  методика обучения детей графическому диктанту. Теперь вы вооружены и графикой и пониманием правильных шагов преподавания. Осталось начать реализовывать это в практической жизни вашей дошкольной группе. Ваши дети 5-6 лет уже готовы к этому. Пора начитать влюблять детей в волшебные клеточки.

Удачи вам и новых клеточных идей для диктантов.

Ольга Клишевская, специально для сайта Семейная Кучка.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий