Многие родители предпочитают думать, что играть с детьми часто и много не обязательно, что с детьми в саду поиграет воспитатель: «Это его работа и его призвание – он лучше справится». Но возраст 1,5- 2 года – это самый трудный ясельный период, который наполнен безрадостной тоской по маме. Ребенок в ясельной группе не расслаблен, он исполнен тревожного ожидания новых неожиданных «поворотов судьбы» – каждый новый режимный момент для него маленькая шоковая терапия.
Только малыш устроился на коврике с кубиками, успокоился и начал манипулировать с игрушками, как вдруг резкая команда — собрать игрушки и построиться в туалет. Следующая команда – одеваться на улицу, потом команда кушать, потом спать.
Как ни странно, в детском саду совсем мало времени оставляется на игру. А ведь именно игровая деятельность, манипулирование с игрушками – это ведущая развивающая сила для ребенка в 1,5-2 года.
Поэтому для малыша в этом возрасте важны игры именно с родителями, в расслабленной домашней обстановке. В игре со взрослыми происходит правильное психическое развитие ребенка двух лет. Игровое взаимодействие с мамой помогает малышу чувствовать свою защищенность, свою значимость. Малыш чувствует себя спокойно и уверенно. Он с удовольствием совершает игровые действия без чувства тревожности.
ИГРЫ С ИГРУШКАМИ
для детей 1-2 лет.
Игры с игрушками важно сопровождать РЕЧЬЮ. Чтобы ребенок с раннего возраста привыкал связывать слова с действиями. Это база для развития мышление – сопровождаем действие сначала вслух голосом, а потом в будущем это станет внутренним сопровождением, проговариванием про себя, мыслительной деятельностью.
Пример речи мамы в игре:
«Вот давай возьмем синий кубик — это будет стул. Кого мы посадим на стул? Мишку. Вот посадили мишку на стул. Мишка сидит на стуле.Теперь надо ему построить стол. Мишка хочет стол. Вот — у нас есть красный кубик. Это будет стол. Вот теперь у мишки есть стол. Надо поставить на стол угощение для мишки. Чем мы угостим мишку? Давай сделаем ему блинчик из теста. Где у нас баночка с тестом. Вот — желтое тесто. Или розовое возьмем?…» и т.д. (мамин голос, мамино рассуждение вслух — это образец речи, и главное образец рассуждения, образец обдумывания, образец мышления.
В игре с игрушками важно использовать ПРЕДМЕТЫ-ЗАМЕСТИТЕЛИ. Это игрушки, которые понарошку становятся чем-то для игры. Кубик — понарошку становится столиком для мишки. Скакалка — понарошку становится поводком для собачки. Маленькие дети часто сами придумывают такие игрушки-заместители, например, когда разговаривают по своему тапочку, как по телефону.
То есть предметы-заместители, замещают те игрушки, которых нет, но которые требуются по сюжету игры. Мишке потребовался стол, плюшевому щенку потребовался поводок. Ребенок вместе с мамой должен искать эти замещающие «игрушки» среди других бытовых предметов домашней обстановке. Это помогает развивать фантазию и главное мышление. Ведь требуется умственный анализ СВОЙСТВ предмета, чтобы сообразить подойдет он для замещения или нет. (например, скакалка длинная, гибкая и она подойдет на роль поводка для собаки). Ребенок учится анализировать качества, свойства и функции предметов. Он учит видеть в обычных вещах, дополнительные свойства. А это уже навык людей с нестандартным мышлением — и чем раньше развивать этот навык у детей 2 лет, тем лучше.
СЕНСОРНЫЕ игры для малыша.
Сенсорные игры развивают восприятие малыша, умение анализировать увиденное, услышанное, осязаемое. Сенсорика — это все наши органы чувств — глаза (зрительное восприятине), уши (слуховое), руки и пальцы (осязательное), а также вкус, ощущения положения тела.
В игре «Глазки-подсказки» ребенку предлагают запомнить зрительно предметы на столе, а потом назвать как можно больше этих предметов, уже спрятанных под полотенцем.
В игре «Угадай чей голосок» идет тренировка слухового восприятие и умения анализировать звуки и их источники. Ребенка усаживают на стул спиной к столу, на столе стоят различные предметы, которыми можно издать звук (бубен, игрушка-пищалка, ложка в стакане, воздушный шарик, свисток, трубочка для коктейля, целлофановый пакетик, горсть пуговок и т.п.). Мама поочередно создает звуки с помощью этих предметов а ребенок угадывает какой из предметов издает звук. Дополнительно к звукам предметов, мама сама может мычать и кукарекать имитируя животным.
Развитие осязательных органов чувств происходит в такой веселой игре как «Волшебный мешочек». Здесь идет тренировка умения осязать и анализировать сенсорные ощущения, складывать их в образ игрушки.
Ход игры: В непрозрачный пакет складываем небольшие (размером в ладонь) игрушки, знакомые малышу. Малыш не глядя засовывает руку в пакет – ощупывает игрушку, пытается определить, что именно он нашел, называет игрушку, вытаскивает из мешка, чтобы проверить правильно ли он угадал.
Вместо мешочка можно использовать коробку с дырками для рук. Как на фото ниже.
Можно купить широкий пластиковый лоток и устроить внутри него сенсорную мини-площадочку из природных материалов. Домик для ежика например, усеянный щепками и кругляшами спилов от толстых веток, шишками, желудями. веточками, кусочками мха. Отличная сенсорная игра с объектами разной фактуры, веса, прохладный мох, теплая шишка, гладкие желуди, шершавые спилы дерева.
Вместо щепок можно использовать крупный гравий или мелкие речной песок. Или фасоль, чечевицу, горох, манку, гречку — любую крупу.
Или насыпать в лоток рисовой крупы 3-4 пакета. И на этом песчаном местечке устроить тоже небольшое гнездышко для маленькой игрушки. Обжить мини-утварью для пикника, отдыха, сна. Соорудить зверюшке домик в это рисовом раю. И пусть дитя тешится, перебирает крупиночки.
Сенсорное развитие — это еще и умение распознавать цвета. И для этого мы тоже можем в домашних условиях сделать отличные игры. Например накопить за месяц рулонов от бумажных полотенец, заказать на китайском сайте россыпь мягких цветных шариков за копейки и вот вам дешевая и крутая игра по цветной сенсорике «Найди каждому мякишу свой домик»
Также для изучения цвета подойдет вот такая домашняя игра-поделка как «Цветные окошки», из цветного прозрачного пластика и картона мы делаем рамочки с цветными «стеклышками» в них. Через такие цветные окошки можно видеть разный мир — то желтый, то красный, то зеленый. Маленькие дети могут час играть в эту игру. А вы можете заняться своими делами, попутно спрашивая у малыша, какая вы красивая в зеленом мире.
Работа с красками тоже помогает ребенку закрепить названия цветовой палитры и также отработать мелкую моторику рук — умение управлять мышцами пальцев и кисти… и не только управлять но и расслаблять. Это отличное занятие-тренажер для детей с напряженными мышцами и повышенным тонусом кистей рук.
Отлично заходит РАЗРИСОВЫВАНИЕ СЕБЯ — СВОИХ РУЧЕК. Дидактическая сенсорная игра «Яркие ладошки». Ребенок и кистью работает и чувствует руками как водит по нему кисть.
Кроме обычных скучных бумажных листов, можно взять для раскрашивания большую картонную коробку. Или даже сделать из такой коробки домик и красить уже его. Игровой мотив: делаем красивый домик для птички.
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ игры
с детьми 1-2 лет.
В раннем возрасте дети ощупывают предметы, обследуют их руками и МАНИПУЛИРУЮТ с предметами, засовывают одно в другое, отрывают одно от другого, состыковывают одно с другим, переворачивают, шуршат, трясут, трут, крошат, стукают, сжимают, разламывают.
Маленькие дети без устали манипулируют предметами окружающего мира. Они трудятся и трудятся накапливая жизненный опыт оперируя всем, что попадается под руку.
Поэтому лучшая игра для них в этом возрасте — это дать что-нибудь на дидактическая растерзание и уничтожающее изучение.
Что подойдет идеально:
- рулон туалетной бумаги для рвания (только следите чтобы комки в рот не запихивал)
- куски соленого теста (соленое в рот не потянет, и от ковра легко отходит в сухом виде)
- природный материал, песок, шишки. веточки, мох, чистые листья неядовитых растений.
- пена от взбитых сливок и подкрашенная пищевыми красителями
- клубки шерстяных ниток
- цветной войлок, шерсть для валяния (чтобы рвать на куски) и также скатанные из войлока плотные шарики и другие гео-формы (войлок легко катается в шарики под теплой мыльной водой).
- нарезанные на отрезки куски мягкой проволоки, ленты, шнуры, жгуты, шланги.
Игры с сыпучим материалом — отличная медитативная игра. Она расслабляет, снимает мышечный тонус со всех мышц тела, успокаивает. Такое занятие даже считается лечебным при работе с детьми повышенной возбудимостью и гиперактивностью.
Вместо камушков можно использовать ракушки или крупу, фасоль, бобы.
Игры с лепным материалом — тестом, пластилином, кинетическим песком, слаймами. Дети обожают разминать в руках мягкие предметы, растягивать их разрывать, сплющивать. Это тренирует силу пальчиков, координацию движений и происходит полезный самомассаж ладошек.
Упражнения на прицеливание «Магнитная рыбалка». Из формиама или тонкого пластика вырезаем рыбок, на них крепим скрепочки железные и на веревочке привязываем магнит. И надо всех рыбок на магнитик и поймать. Дети обожают эту игру. Налили в ванну воды, накидали рыбок и дали задание:
Игровое задание: достать всех красных рыбок, если попалась на удочку синяя, отпускаем обратно в море.
Можно рыбачить по-другому — черпачком доставать из воды пластиковые шарики или крышечки от бутылок.
Игра С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ. Детям полезно брать в руки мелкие предметы — упражнять пальцы в захвате большим и указательным пальцем предметики. Но мелкие лего-детали или пуговицы мы боимся давать детям. Поэтому заменим их на бумажные или картонные кружочки. Можно из цветной бумаги нарезать множество таких кружочков и дать детям задание наклеить их на скотчевые полоски. На бумаге скотчем тонким двухсторонним изобразить зигзак и пусть ребенок на липкое место выкладывает кружочки.
Или сделать из бумаги забавное животное (например черепашку) и ее панцырь густо намазать клеем и пусть ребенок выкладывает бумажные кружочки на клей. Это тренирует захват мелких предметов двумя пальцами и прицел в системе «глаз-рука».
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ с детьми 1-2 лет.
Речевое развитие ребенка можно и нужно стимулировать игрой. Именно поэтому в народе существует так много народных потешек, прибауток – где одни и те же слова повторяются многократно. Это своего рода тренажер речи – речевая игра, прививающая умение правильно выговаривать звуки и слоги. Мы все знаем «Чижик-пыжык», «Сорока-Ворона», «Ладушки» и другие фольклорные речевые игры.
Педагоги младшего детского возраста советуют придумывать свои семейные потешки, которые будут близки и понятны ребенку, включать знакомые ему слова. Стоит выбирать для потешек лексику, которую ребенок сможет произнести сам – простые для говорения слова. Например.
Холодильник открывай,
И колбаску доставай.
Будем делать бутерброд,
Его любит наш живот.
Очень важно чтобы в ваших прибаутках и говорушках были повторы. Одни и те же фразы или словосочетания повторялись. Такие речевые игры дети запоминают очень быстро и с удовольствием тренируют шипящие и жужащие звуки.
Где же делась наша шапка?
Где же делась наша шапка?
Где же делась наша шапка?
Пошла в гости к старым тапкам.
Еще для маленьких детей очень полезно проговаривать Чистоговорки (Не путать со Скороговорками).
В чистоговорках в первых строках идет повторение одного и того же слога. А во вторых строчках уже текстовая рифмовка к этому слогу. Например:
Чу-чу-чу-чу
Кашу манную хочу
Не-не-не-не
Дайте быстро кашу мне.
Вы можете найти целую кучу чистоговорок в наше специальной статье, или на других сайтах, или придумать их самостоятельно, привлечь к этому творческому процессу близких.
Та-та-та-та
Есть водичка у кота
Сы-сы-сы-сы
Намочил наш кот усы.
Шел-шел-шел-шел
Папа наш домой пришел
Нес-нес-нес-нес
Нам конфеты он принес
ДИДАКТИЧЕСКИЕ игры для малышей
Дидактические игры — это значит ОБУЧАЮЩИЕ игры. В этом возрасте любая игра будет обучать — при условии что она ПОСИЛЬНА для понимания ребенка. Дидактические игры обеспечивают многостороннее развитие малыша в самых разных аспектах его жизни. Вы учите ребенка проводить аналогии между предметами, и явлениями, запоминать предметы, проводить исследовательскую деятельность и применять новые знания на практике.
Дидактическая Игра «Подружи предметы» учит малыша устанавливать связи между вещами предметного мира. Эти связи ребенок уже давно устанавливает сам, еще раньше чем в 2 года, он понимает как связаны тарелка и ложка, носки и ноги. Но сейчас он может усвоить еще больше знаний, еще больше связей в этом мире — с вашей помощью.
Как играть: На столе раскладываем вперемежку вещи, которые имеют парные связи друг с другом (ключ и замочек, зеркало и расческу, куклу и платье, носочки и тапочки, собачку и косточку, зонтик и дождик). Задача ребенка подобрать пары – подружить предметы. Уважайте выбор ребенка, даже если он неожиданный для вас. Помогите ребенку объяснить, оправдать этот выбор: «Как интересно, ты подружил собаку и тапочки – это потому, что собака часто приносит тапочки хозяину».
Дидактическая Игра «Найди лишнее» учит малыша сопоставлять характеристики предмета. Выкладываем перед малышом карточки (Птичка, птичка, птичка, самолет) — лишнее самолет. Ведро, стакан, поилка, самокат — лишний самокат. Велосипед, самокат, машина, чайник — лишнее чайник. Ребенку двух лет в этой игре надо правильно ставить игровую задачу. Будет ошибкой требовать у малыша «Скажи, что здесь лишнее, не такое как все»… Надо подводить к игре по-другому — создавать игровую задачу.
Игровая задача: «Медвежонок хочет кушать — есть мед, малина, клубника, песок — что Мишке нельзя скушать?
Игровая задача: «Нам надо поплыть по речке — что нам подойдет «лодка, караблик, матрасик надувной или самокат?
Игры с детьми 1,5 – 2 лет служат необходимой базой для всестороннего развития всех аспектов личности ребенка. В игре вы развиваете его будущую уверенность в себе, его будущий успех в школе, его умение планировать, ставить цели и двигаться к желаемому результату. Играйте с детьми – ради их счастливого будущего.